Приветствую Вас Гость | RSS

ZubilkO

Среда, 08.05.2024, 09:24
Главная » Статьи » Подвеска, трансмисия » Трансмиссия, КПП

Трансмиссия, КПП
Зависимость max скорости от коробки

Это просчитано для конкретного двигателя, кузова и шин :

Ряд 5 + гп 3.7, 4-ая передача - 154.8 км/ч
Ряд 5 + гп 3.9, 4-ая передача - 156 км/ч
Ряд 5 + гп 4.13, 4-ая передача - 156.6 км/ч
Ряд 5 + гп 4.3, 4-ая передача - 156.5 км/ч

То же самое на 5-ой передаче при ряде 6 с теми же гл. парами (пер. числа 4-ой передачи на ряде 5 и 5-ойпередачи на ряде 6 одинаковы).

Стандартные передаточные числа в коробке

1 - 3,636
2 - 1,95
3 - 1,357
4 - 0,941
5 - 0,784
задняя - 3,53

Гл. пара стандартно бывает 3.7, 3.9 (на большинстве зубилок), 4.1 (мне очень нравилась,
когда была). Можно приобресть в ЦАМКе 4.3, 4.5, 4.7 и тд до 5.5.

Ряд 06 :

1 - 2,923
2 - 1,810
3 - 1,276
4 - 1,063

5 и з.х. - сорри, не знаю :-(

6 ряд 5 пер - 0.941
и 7 ряд

2.923
2.053
1.555
1.310
1.129

Расчет передаточных чисел в коробке

Я думаю, что всем известно, что максимальную скорость практически нельзя увеличить за счет коробки
передач. Это можно сделать только с помощью форсирования двигателя, уменьшения аэродинамического сопротивления (Cx) и сопротивления качению шин. Но ! Можно изменить время разгона за счет "добавления" еще одной, промежуточной передачи и, как следствие, поддержания оборотов двигателя в оптимальных для разгона пределах. Если отойти от разговоров про расход топлива, то оптимальные передаточные числа ряда и главной пары ИМХО (для повседневной езды, не для спорта) должны быть такими, чтобы максимальная скорость при существующем внешнем диаметре колес достигалась на последней передаче при оборотах двигателя, соответствующих максимальной мощности. Кстати, исх. данные были получены с моторного бокса ВАЗа и предоставлены Hass(093/78) - они уже были как-то в конфе.
Вот простой пример для стандартного ВАЗ 21083 :
Сх 0.46, колеса БЛ-85 175/70R13, пятый ряд, ГП 3.9, макс. мощность 53,6 кВт (72,9 л.с.) при 5600 об/мин,
макс. момент 106 Нм при 3600 об/мин. Максимальная скорость 156 кмч достигается при 5500 об/мин - это 4-ая передача (пер. число 0.941, общее с ГП - 3.482). Опять же оговорюсь, что на других шинах (с другим сопротивлением качению) и измененным аэродинамическим сопротивлением скорость была бы другая (если сопротивление меньше, то можно было бы еще больше раскрутить движок). Поэтому вполне можно считать, что стандартная 5-ти ступенчатая коробка передач спроектирована удачно для стандартного двигателя : максималка на 4-ой, 5-ая для экономии. Правда вот со ступенькой 1-2 подкачали :-) Кому интересно : для стандартного двигателя 1500 самое эффективное сочетание (с точки зрения динамики и достижения паспортной максималки) следующее : ряд 7, ГП 3.7. Максимальная скорость 156 кмч при 6000 об/мин на пятой передаче (пер. число 1.129, общее с ГП 4.177).
Далее. Если посмотреть кривую, которая покажет сколько надо мощности двигателя (при стандартных
исходных данных - см. выше) для достижения заданной (желаемой) скорости, то как раз и получается, что :
- для 150 кмч потребуется ~ 46,2 кВт (~ 63 л.с.)
- для 160 кмч ~ 60 кВт (~ 81 л.с.)
- для 200 кмч ~ 103 кВт (~ 140 л.с.)
и так далее.
По весне я собираюсь форсировать свой карбюраторный двигатель до 90 л.с., которые будут достигаться при 5700 об/мин, а точка максимального крутящего момента при 4500 об/мин, макс. скорость ~ 168 кмч. Исходя из этих данных я и подобрал для себя оптимальную 5-ст. коробку, а для экономии, возможно, установлю 6-ую передачу (пер. число такое же, как и у 5-ой при стандартном ряде - 0.784). Итого получится :
- 5-ая, как сейчас 4-ая
- 6-ая, как сейчас 5-ая
Можно, конечно, было подобрать ряд и ГП, чтобы макс. скорость достигалась на 6-ой передаче, но это уже слишком для меня и к тому же ненадежно. Кстати, если делать такой движок и важна только максималка, то хватит и стандартной коробки (168 кмч при 5700 об/мин на 4-ой передаче), но динамика, господа, динамика ... :-)
Да, кстати, а что у меня с динамикой получиться ? Если крутить движок до оборотов 5700, обеспечивающих макс. мощность (хотя можно и до 8000 об/мин, но если делать это постоянно, то надо устанавливать жесткие клапанные пружины) и сразу переходить на повышенную передачу, то получится :
- с 1-ой на 2-ую при 54 км/ч получится 3530 об/мин
- 2 - 3 - 88 кмч - 4020 об/мин
- 3 - 4 - 124 кмч - 4750 об/мин
- 4 - 5 - 149 кмч - 5050 об/мин
- 5 - 6 - 168 кмч - 4750 об/мин и катиться себе на здоровье :-)
Конечно же для того, чтобы попасть на 4500 об/мин при переключении 1-2 и 2-3 надо крутить до 7260 об/мин (69 кмч) и до 6380 об/мин(98 кмч) соответственно. По-моему, вполне приемлимо :-)))

6-ст КПП. Теория вопроса

Есть конечно спортивные (не псевдо-) КПП, но речь сейчас не о них. Ибо в штатных режимах движения она в принципе не нужна. Или тебе для спорта надо ?

Что есть 6-ая передача ? Да то же, что и доп. 5-ая для 4-хст КПП. И передаточное число одинаковое - 0,784. Поэтому смысл в 6ст КПП есть только если менять передаточные числа всех передач, т.е. ставить в коробку другой ряд - 6-ой или 7-ой. У 6-го ряда, например, 5-ая передача имеет такое же пер. число, как у 4-ой штатного ряда - 0,941. А 1-ая передача (2,923) между 1-ой (3,636) и 2-ой (1,95) передачами штатного ряда. В итоге 1-5 передачи получаются гораздо более "сближенными", что дает переход на более высокие обороты двигателя при переключении "вверх", нежели на штатной КПП. Что позволяет гонять двигатель в зоне оборотов, более близких к желаемым. ЭТО ИМЕЕТ ОСОБЫЙ СМЫСЛ, если у тебя двигатель выдает максимальный крутящий момент (МКМ) на более высоких оборотах, например на 4500 (штатный ГРМ 083 обеспечивает точку МКМ на 3300-3600 об/мин - у кого как :-) ). Именно из-за того, что решил поставить распредвал (РВ), дающий прирост момента и мощности, но не смещающий точку МКМ в зону более высоких оборотов, оставляю ряд в КПП штатным !
Но бОльшее количество "коротких" передач дает один очень важный и неоспоримый плюс - возможность выбора :-) Имеется в виду выбор оборотов двигателя в конкретный момент времени, например перед прохождением поворота. Т.е. там, где при штатной КПП ты не знаешь что воткнуть - 2-ую или 3-ю передачу, (2-ая зашкалит, а 3-я не потянет) то при ряде 6 не думая втыкаешь 3-ю. Разниица оборотов двигателя между соседними передачами ведь меньше !
Продолжим, однако :-)
Итак, ты решил, что тебе надо 6 ступеней КПП. Теперь подумай еще вот над чем : они тебе все нужны для разгона или нет ? Т.е. максимальную скорость ты будешь достигать на 5-ой или 6-ой передаче ? Если первый вариант, то 6-ая передача будет для экономии, как на штатной КПП. Если второй вариант, то имей в виду, что между 5-ой и 6-ой передачами имеется ОЧЕНЬ большой разрыв по оборотам двигателя, такой же как на штатной КПП - придется выкручивать 5-ую полностью перед переходом на 6-ую.
Исходя из этого решения выбираешь главную пару (ГП). Сейчас опять же речь не о спорте - там выбор ГП имеет свой смысл. В дорожных КПП ГП подбирается так, чтобы максимальная скорость достигалась на выбранной передаче при оборотах двигателя, обеспечивающих его максимальную мощность. Тут так же необходимо вспомнить о размерах колес, т.к. колесо имеет свое передаточное число по отношению к дороге :-) Простой пример : колесо 165/70-13 (длина окружности 1763 мм) за 1 км пути совершит 567,2 оборота, а 175/70-13 (длина окружности 1807 мм) - 553,4 оборота и максимальная скорость на первой резине будет достигаться при более высоких оборотах двигателя, нежели на второй. Кстати, поэтому и спидометры врут :-) Поэтому для более точного выбора ГП надо и с резиной определиться заранее :-) Итак мы получаем следущий путь оборотов от коленчатого вала (КВ) до дороги : КВ - передача КПП - ГП - колесо - дорога. Итак, всем известно, что максимальная скорость зависит от мощности двигателя, потерь на трение и прочих, аэродинамического сопротивления автомобиля и сопротивления качению. С первым все понятно, однако небольшое увеличение мощности двигателя не приведет к увеличению максималки, таково уж аэродинамическое сопротивление (Сх) кузова зубила :-( Поэтому у 10-ки с тем же движком 083 максималка выше (Сх меньше). Например, чтобы зубило разогнать до 200 км/ч при всех прочих равных движок должен быть порядка 140 л.с. ! Потери на трение имелись в виду в движке и в КПП. Имеет значение и общее состояние и вязкость масла ! Аэродинамическое сопротивление зависит не только от Сх, но и от направления ветра, влажности воздуха и проч. и проч. :-)
Сопротивление качению - от резины (от очень многих ее параметров) и от дорожного покрытия - на
асфальте и на глине оно тоже разным будет :-)
А собсна к чему я это ? А к тому, что надо оставить небольшой запас по оборотам двигателя на
максимальной скорости на случай идеальных условий :-) Вот, кстати, как я собираюсь себе КПП по весне делать (комплексно со всем остальным) : доводка и обкатка двигателя -> покупка резины (хорошей на 14) -> (с оперением кузова ничего делать не буду) -> определение максималки -> КПП.

А вот и ценники :
Ряд 6 или 7 - $300
ГП (4.3, 4.5, 4.7 ...) - $100
Набор 6-ой передачи - $300

На счет установки - как договоришься. Я слышал, что берут порядка $400.
Так тебе это надо ? Может проще подобрать ГП так, чтобы штатная 5-ая стала 4-ой и все ?

Обороты на передачах

Даю инфу для 21083, стандартного ряда в коробке, главной пары 3.94, колес 175/70-13

: - 1-ая передача 40 км/ч - 5287 об/мин
: - 2-ая передача 80 км/ч - 5671 об/мин
: - 3-я передача 100 км/ч - 4933 об/мин
: - 4-ая передача 120 км/ч - 4105 об/мин
: - 5-ая передача 120 км/ч - 3420 об/мин

Обороты макс. крут. момента (3500 об/мин):
1-ая передача - 26.5 км/ч
2-ая передача - 49.5 км/ч
3-ая передача - 71 км/ч
4-ая передача - 102.5 км/ч
5-ая передача - 123 км/ч

Обороты макс. мощности (5600 об/мин):
1-ая передача - 42.5 км/ч
2-ая передача - 79 км/ч
3-ая передача - 113.5 км/ч
4-ая передача - сколько сможешь выжать :-) 5600 об/мин = 164 км/ч
5-ая передача - для экономии (при этом ряде и ГП в коробке)

Еще раз про ГП

На самом деле все просто - чем больше передаточное число главной пары, тем меньше разница скоростей на передачах и говорят, что коробка передач "короче".
Пример (стандартный ряд, 5600 об/мин, колеса 175/70-13):
ГП 3,71:
1 пер - 45 км/ч
2 пер - 84 км/ч
3 пер - 121 км/ч
4 пер - 174 км/ч (теоретически)
5 пер - 209 км/ч (теоретически)
ГП 4,7:
1 пер - 36 км/ч
2 пер - 66 км/ч
3 пер - 95 км/ч
4 пер - 137 км/ч
5 пер - 164 км/ч

В итоге получается, что разгон будет быстрее, т.к. на каждой передаче движок раскручивается быстрее, как например разница на 3-ей и на 2-ой передаче. Еще плюс - в конкретный момент у тебя больше выбора, какую передачу воткнуть, т.к. их становится как бы больше (максималка на 5-ой до упора). Минус ИМХО только один - расход топлива увеличится ...

Можно еще внести разницу оборотов на передачах, но для этого надо менять ряд в коробке. Тогда при переходе на повышенную передачу ты попадаешь в зону более высоких оборотов. Опять же ИМХО это имеет смысл если стоит "горбатый распредвал", обеспечивающий макс. крут. момент в районе 4500 об/мин.

Стандартные ГП

Стандартные главные пары для зубил таковы:

63/17 = 3.7
63/16 = 3.9
62/15 = 4.1

Пары 4.1 входили в стандартную комплектацию к движкам 1.1. Чем выше передаточное число, тем "спортивнее" характер машины, то есть при одной и той же скорости движок крутится до больших оборотов.
Сейчас, в основном, ставят пары 3.7. На полуторалитровом движке это означает максимальную скорость около 160 и довольно вялый разгон. С парой 4.1 максимальная скорость незначительно уменьшится (примерно до 150), но улучшится разгон.

Зависимость разгонных хар-к от КПП





Источник: http://www.samara-faq.auto.ru
Категория: Трансмиссия, КПП | Добавил: BoolDozZzer3007 (16.05.2009)
Просмотров: 3632 | Рейтинг: 2.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: